г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1
Пн.- Чт.: 8:30 - 17.30 Пт.: 8:30 - 16:30
Перерыв с 13:00 до 13:48

11 июля 2022 г.

Грамотный потребитель. Можно ли вернуть лекарственное средство назад в аптеку?

Под лекарственными препаратами понимаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (п. 4 ст. 4 Закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ).

Возможность обмена и возврата приобретенного лекарственного препарата зависит, в частности, от способа его приобретения, качества препарата, а также от полноты предоставленной продавцом в момент покупки информации о препарате.

 

Условия обмена и возврата лекарственных препаратов

 

По общему правилу лекарственные препараты надлежащего качества, купленные, в частности, в аптеке, вернуть или обменять нельзя (п. 2 ст. 502 ГК РФ; ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 1 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).

Однако, если продавец не проинформировал вас о существенных потребительских свойствах лекарственных препаратов, в частности о наличии противопоказаний при применении безрецептурных лекарственных препаратов, вы вправе вернуть такие лекарственные препараты и потребовать от продавца возврата уплаченной за них суммы, даже если сами по себе лекарственные препараты качественные (ст. 10, п. 1 ст. 12 Закона N 2300-1).

Также при приобретении лекарственного препарата дистанционным способом вы вправе отказаться от доставленного препарата надлежащего качества до оплаты заказа. В этом случае оплачивается только услуга по доставке (п. п. 1, 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1; п. 26 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 2463; п. п. 2, 25 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 697).

По общему правилу лекарственные препараты ненадлежащего качества вы вправе по своему выбору заменить или вернуть продавцу и получить уплаченную за них сумму.

При приобретении товара дистанционным способом в случае доставки заказа ненадлежащего качества вы вправе вернуть его работнику, осуществляющему доставку, без оплаты доставленного товара и (или) услуги по его доставке и (или) потребовать надлежащее исполнение заказа (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 26 Правил N 697).

Недостатки могут быть, в частности, следующие: брак, дефекты маркировки, отсутствие инструкции по применению препарата, истекший срок годности, любые отклонения препарата от описания, приведенного в инструкции. Наличие недостатков необходимо проверять сразу после покупки лекарственного препарата, в ином случае доказать возникновение недостатков бывает сложно (например, отсутствие инструкции).

 

 

Порядок обмена или возврата лекарственных препаратов

 

Потребовать возврата денежных средств за качественный лекарственный препарат, о существенных потребительских свойствах которого продавец вас не проинформировал, можно в разумный срок (п. 1 ст. 12 Закона N 2300-1).

Требование о замене некачественного лекарственного препарата или об отказе от договора и возврате уплаченной за лекарство суммы вы вправе предъявить, по общему правилу, в течение срока годности препарата, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. В последнем случае более длительные сроки могут быть установлены законом или договором купли-продажи (п. 4 ст. 5, п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).

Для обмена или возврата лекарственных препаратов необходимо придерживаться алгоритма:

  1. Составление претензии
  2. Направление претензии продавцу
  3. Рассмотрение претензии продавцом

Если продавец не рассмотрел вашу претензию или не удовлетворил ваши требования, вы вправе обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; ч. 1 ст. 31, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. 8 Положения N 1005; п. 5.12 Положения N 322).

В случае необходимости Росздравнадзор проводит, в частности, контрольные закупки в целях проверки соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, а также запрета продажи фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств (ч. 1 - 3 ст. 6.33, ч. 1 ст. 6.34, ч. 1, 4 ст. 14.4.2, п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ; п. 1, пп. 5.1.4.5 п. 5.1.4, п. 5.11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323; п. 10 Постановления Правительства РФ N 336; п. п. 2, 3, 6, 12 Административного регламента, утв. Приказом Росздравнадзора от 28.07.2020 N 6720; п. 4 Письма Минэкономразвития России N Д24и-8436).

  1. Обращение в суд (в случае, если продавец откажется разрешить вопрос в добровольном порядке.

 

исп. ведущий юрисконсульт С.А. Свечникова