Большой популярностью среди потребителей приобрела интернет-торговля, так как реализация товаров через интернет-магазин удобна и выгодна как для продавцов, так и для покупателей.
При дистанционном способе приобретения товаров могут возникать спорные ситуации.
Споры в отношении приобретенного дистанционным способом товара возникают, как правило, в следующих случаях:
Получение товара, не соответствующего заказу
В данной ситуации следует руководствоваться статьями 4 и 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
Если товар имеет надлежащее качество, но отличается от того, что заказывал потребитель, то потребителю предоставлено право:
- отказаться от товара после его передачи в течение 7 дней;
- отказаться от товара в течение 3 месяцев, если в момент доставки информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме;
- потребовать возврата стоимости товара, либо замены товара на указанный потребителем при заказе.
Доставлен товар ненадлежащего качества
В этом случае потребитель согласно статьям 18 - 24 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» вправе потребовать от продавца:
- замены на товар этой же марки;
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- возврата уплаченной суммы.
Товар не доставлен, либо доставлен с нарушением оговоренного срока доставки
В подобной ситуации статья 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» предусматривает следующие действия.
В случае планирования оплаты товара непосредственно при его получении:
- отказ от оплаты и принятия товара;
- установление нового срока для передачи товара.
В случае если оплата товара была произведена при оформлении заказа:
- установление нового срока для передачи оплаченного товара;
- требование возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
Если доставка товара была произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором (пункт 20 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2463).
Важно знать, что в случае неполучения товара по вине потребителя договором розничной купли продажи может быть предусмотрена оплата повторной доставки, оплата за хранение товара в месте выдачи более установленного продавцом срока получения осуществляется также потребителем. В данном случае это не будет нарушением.