Соблюдение претензионного порядка необходимо при наличии требований к оператору связи, перевозчику, страховщику по выплате страхового возмещения по договору ОСАГО, к туроператору. В остальных случаях соблюдение претензионного порядка является целесообразным.
Когда соблюдение претензионного порядка обязательно
Оговорка о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, как правило, содержится в отраслевом законе, регулирующем оказание тех или иных услуг. Обязательный претензионный порядок предусмотрен, в частности, в следующих случаях:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ);
2) претензии, связанные с перевозкой груза, пассажира, багажа в зависимости от вида транспорта или связанные с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом
3) заявление требований об осуществлении страхового возмещения по договору ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ);
4) претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ);
5) заявление имущественного требования к финансовой организации, взаимодействующей в установленном порядке с финансовым уполномоченным (уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг). В указанном случае в рамках досудебного урегулирования спора необходимо сначала обратиться с заявлением в финансовую организацию, а после его рассмотрения - к финансовому уполномоченному (ст. 1, ч. 2 ст. 15 , ст. 16, ч. 1 ст. 25 Закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ).
Несоблюдение правил об обязательном претензионном порядке является основанием для возвращения искового заявления ( п. 1 ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).
Когда соблюдение претензионного порядка целесообразно
Для потребителя досудебный порядок важен также в тех случаях, когда законодательством установлены определенные сроки для удовлетворения требований потребителя, которые исчисляются со дня предъявления требования к организации или ИП, например:
- семь дней на замену некачественного товара (если недостаток очевиден) (п. 1 ст. 21 Закона от 07.02.1992 N 2300-1);
- десять дней на возврат уплаченной за товар денежной суммы (ст. 22 Закона N 2300-1).
Заявление такого требования сразу в суд лишено смысла, поскольку организация или ИП до предъявления требований к ним не могут знать о возникновении у потребителя претензий, а при предъявлении таковых могут добровольно удовлетворить требования потребителя.
Кроме того, если требования потребителя не будут исполнены в добровольном порядке, то впоследствии, при обращении в суд, потребитель может требовать уплаты штрафа в размере 50% от присужденной ему суммы или неустойки за каждый день просрочки удовлетворения его претензии (п. 6 ст. 13, ст. ст. 23, 30, п.3 ст. 31 Закона N 2300-1).
Консультационно-правовой отдел
Хоменко О.С.