В Госдуму внесен новый законопроект, согласно которому вес продукта нужно писать очень крупно — это позволит покупателю сразу определять товары, объем которых был уменьшен при сохранении прежней стоимости.
Политики и депутаты давно ищут способ легально устранить шринкфляцию — намеренное снижение количества или массы товара в упаковке с целью сокрытия увеличения его стоимости. Ведь все чаще производители уменьшают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случаев и увеличивая их стоимость. Речь идет о продовольственных товарах.
— На протяжении последних нескольких лет на прилавках магазинов можно наблюдать упаковку в 950 мл молока вместо привычного 1 л или пачку риса в 900 г вместо положенных 1000 г. Уменьшая объем или вес товара, производители создают у покупателей мнимую видимость низкой цены на товар. И хотя вес (объем) товара заявлен на упаковке, потребитель зачастую не обращает на это внимания, поскольку привык к тому, что, например, традиционный объем гречки — 1 кг. Как результат — скрытый рост цен, — говорится в пояснительной записке.
Не так давно в ГОСТ внесена поправка, запрещающая уменьшать вес социально значимых товаров — гречки, молока, масла и др. Однако это касается только тех продуктов, которые произведены в соответствии с госстандартом, а он, напомним, не обязателен для применения. Изготовитель имеет право выпускать продукцию по собственным техусловиям, а значит, требования ГОСТа соблюдать не должен.
Также выдвигалась инициатива указывать цену за килограмм, но она была раскритикована: это создаст путаницу при подсчете точной стоимости, а также повлечет необходимость изменять учетные системы в магазинах, ценники и выкладку товара.
На этот раз политики предложили обязать производителей крупно писать вес товара на упаковке — надпись о массе нетто должна занимать не менее 15% от этикетки. Для сравнения — в настоящее время маркировка с указанием массы, как правило, занимает меньше 1%.
Поправку предлагают внести уже не в ГОСТ, а в закон о Защите прав потребителей (а именно в пункт 3 статьи 10) — это обяжет всех производителей честно предупреждать покупателя о фактическом объеме продукта. Даже если в бутылке молока по-прежнему останется 950 мл, по крайней мере покупатель будет понимать, что перед ним не 1 литр, и сможет выбирать товар, отталкиваясь не от цены, а от соотношения стоимости и веса.