Торговля, как лакмусовая бумажка, отражает все изменения, происходящие в обществе. Где, как ни в торговле мы, так или иначе, сталкиваемся с проблемами, вызванными кризисными явлениями: снижение уровня доходов населения приводит к снижению его покупательской способности.
А дальше, как следствие, тот факт, что некоторые товары «залеживаются» на полках, сроки годности продукции истекают, а предприимчивые продавцы начинают принимать «срочные меры».
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» на ряд товаров изготовитель обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
ВНИМАНИЕ! Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Сроки годности в обязательном порядке должны быть установлены на:
• продукты питания;
• парфюмерно-косметическую продукцию;
• медикаменты;
• товары бытовой химии;
• иные подобные товары.
Как следует из п. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов (в последней редакции), сроки годности указываются для пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, то есть они приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.
Срок годности товара определяется конкретной датой, до наступления которой товар пригоден к применению, либо периодом времени, в течение которого товар пригоден для использования (ст. 473 Гражданского кодекса Российской Федерации). Такой период исчисляется со дня изготовления товара.
В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» до сведения потребителей в наглядной и доступной форме должна быть доведена информация о сроке годности товара.
Информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Информация о сроке годности товара может быть указана следующим образом:
• «Годен... (часов, суток, месяцев или лет)»;
• « Годен до... (дата)»;
• «Использовать... (употребить) до ... (дата)».
Если срок годности пищевого продукта указывают после слов «годен до ...» или «использовать до ...», то его окончание обозначают датой:
• день, месяц и год (если срок годности не превышает три месяца);
• месяц и год (если срок годности превышает три месяца).
Если срок годности исчисляется часами, то указывают: « Годен в течение... часов».
При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня, указанного на потребительской таре.
Необходимо отметить, что помимо сроков годности на ряд пищевых продуктов могут быть установлены сроки хранения или сроки реализации.
Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе.
Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
Срок хранения пищевого продукта исчисляют с даты изготовления и указывают следующим образом:
• «срок хранения до ... (дата)»;
• «срок хранения... (суток, месяцев или лет)».
Срок хранения устанавливается на следующие товары:
• рыба живая и мороженая, нерыбные объекты промыслов;
• продукты переработки зерна (например, мука, крупа; За исключением хлопьев кукурузных, пшеничных, рисовых и геркулеса, на которые устанавливается срок годности);
• хлебобулочные изделия фасованные и упакованные штучные (за исключением бараночных и сухарных изделий, соломки, хлебцев хрустящих, хлебных палочек, на которые устанавливается срок годности);
• крахмал;
• мед;
• макаронные изделия;
• пищевые концентраты (на которые может быть уставлен срок годности или срок хранения);
• сушеные ягоды, плоды, овощи и картофель;
• кофе, уксус, ароматизаторы пищевых добавок;
• водка и ликероводочные изделия (за исключением алкогольных напитков с объемной долей этилового спирта менее 10%, на которые установлен срок годности).
Срок реализации - период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю.
Срок реализации пищевого продукта исчисляют с даты изготовления и указывают следующим образом:
• «реализовать до ... (час, дата)»;
• «реализовать в течение... (часов, суток)».
Срок реализации устанавливается на хлебобулочные изделия неупакованные (за исключением пирогов, пирожков, пончиков, на которые устанавливается срок годности).
ВНИМАНИЕ! В последнее время участились случаи выявления продажи товаров с истекшим сроком годности, без информации о дате выработки товара (что не позволяет установить срок годности такой продукции), а также пищевых продуктов, на которых продавцами перемаркирована дата выработки или срок годности. Все это может создавать угрозу жизни и здоровью населения.
Работников предприятий торговли, осуществляющие продажу товаров с истекшим сроком годности, могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к уголовной ответственности. Кроме того, согласно ст. 43 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, импортер) товара несет также и гражданско-правовую ответственность.
Уважаемые покупатели, о фактах продажи товаров с истекшим сроком годности для принятия мер административного реагирования Вы можете сообщить по телефону «горячей линии» управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области 89050441971 или в управление Роспотребнадзора по Липецкой области по электронной почте ocgsen@lipetsk.ru.
Клевцова