Размер шрифта: A A A
Цветовая схема:

 г. Липецк, ул. Советская, д. 7, каб.108

Пн.- Чт.: 8:30 - 17.30 Пт.: 8:30 - 16:30

13 марта 2019 г.

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей состоялось заседание Консультативного совета

Потребители новой цифровой эпохи должны быть обеспечены достаточным уровнем защиты, комфорта и безопасности. Об этом говорили на Консультативном совете по защите прав потребителей в Управлении Роспотребнадзора по Липецкой области. Он состоялся в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта. Третий год подряд его посвящают цифровым технологиям – цифровым продуктам и смарт-устройствам. На этот раз он проходит под девизом «Цифровой мир: надёжные смарт-устройства». В заседании приняла участие директор подведомственного учреждения управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области – ОКУ «Агентство содействия развития торговой деятельности» Наталия Свиридова.

Как было отмечено, сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё большем количестве потребительских товаров. На этот счет в Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года обозначены четкие задачи – обеспечить потребителям достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности, в том числе при совершении дистанционных покупок. Празднование Всемирного дня защиты прав потребителей – хороший повод еще раз обратить внимание на то, что процесс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы покупателей. Это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация. За последние 2 года выросло количество обращений в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области о нарушении прав потребителей при продаже смарт-устройств. Если в 2017 году таких обращений было 45, то в 2018-м – уже 53. Их львиная доля связана с покупкой телефонов (83 %), а также планшетов (7,5 %), ноутбуков (3,7 %), телевизоров, «умных» часов. Стоит обратить внимание, что с 2017 года в нашей стране изменился порядок обращения в Роспотребнадзор. Теперь для проведения внеплановой проверки недостаточно простого обращения граждан. Сначала потребитель должен сам попытаться решить вопрос с продавцом. И только в случае отказа дальнейший спор решается через Роспотребнадзор. Участники заседания отметили низкую потребительскую грамотность жителей региона. Покупатели зачастую не знают, как защитить свои права. Чтобы оказывать реальную помощь пострадавшим от недобросовестной деятельности на потребительском рынке будет усилено взаимодействие всех отраслевых ведомств, служб, общественных объединений и органов местного самоуправления в каждом районе Липецкой области. При Роспотребнадзоре в Липецке уже создан Консультационный центр для потребителей и 5 консультационных пунктов в районах. С 2018 года потребителей начали консультировать по видеосвязи в многофункциональных центрах. Защитой прав потребителей занимается специально созданный в подведомственном учреждении управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области отдел консультационно-правовых услуг. Как сообщила директор ОКУ «Агентство содействия развития торговой деятельности» Наталия Свиридова, в прошлом году населению в рамках защиты прав потребителя было оказано более 800 таких услуг. Это консультации, составление претензий, исковых заявлений, представление интересов в суде, проведение товароведческой и судебной экспертиз. С момента создания отдела по защите прав потребителей число обращений граждан постоянно растет. Также для повышения правовой грамотности населения проводятся обучающие семинары. Повысить безопасность товаров, сократить риски для покупателей позволит создание в регионе отлаженной системы защиты прав потребителей, подчеркнул руководитель Управления Роспотребнадзора по Липецкой области Владимир Бондарев. Она будет строиться на укреплении взаимодействия надзорных и контролирующих органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных организаций по защите прав потребителей. Один из положительных примеров эффективного взаимодействия в вопросах защиты прав потребителей – совместная работа Роспотребнадзора и управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области в рамках Соглашения о сотрудничестве. Специалисты управления проводят мониторинг качества и безопасности товаров с отбором проб, выявляют нарушения требований технических регламентов, санитарных правил и законодательства в сфере защиты прав потребителей, всю информацию передают в Роспотребнадзор. В 2018 году обследовали более 700 предприятий торговли. В надзорный орган направили свыше 160 материалов о выявленных нарушениях. Всех нарушителей оштрафовали.